Деревянный подсвечник с металлическими декорами

вид на верхушечку

Прошли те времена, когда свечи использовались по прямому назначению, утилитарно – для ежедневного освещения. Теперь это либо стратегический запас – огарок-другой дома, на случай отключения электричества, ну или ящик в «схроне» на случай «судного дня». Спелеологи еще, в свои норы их тащат, а более ничего на ум и не приходит. Зато, декоративно - умиротворительная их, свечей, функция весьма востребована и пользуется популярностью.


-Так, за это надо было его канделябром по бакенбардам!

Из бородатого анекдота.


Ясное дело, что приспособления для сжигания свечек - всякие там подсвечники, канделябры и шандалы с жирандолями, также востребованы и популярны, особенно, если учесть их традиционную декоративность. Ну и присутствует, конечно, в обладании такого рода вещицами некий ностальгический шарм. Этакая легкая печаль по ушедшим, размеренным и основательным временам - дамы в затейливых нарядах, мужчины в сюртуках и с непременной тростью...  Словом, подсвечник – штуковина и в наши дни не редкая – одна из безделушек, создающая в доме уютную атмосферу. 

Делают их из самых разнообразных материалов – дерево, металл, камень, стекло, пластик, применяя различные техники и комбинации их, превращая порой, простой по сути предмет, в воистину произведение искусства.

Часто, подсвечник – одна из первых работ, делаемых при освоении токарного дела по дереву. Оно и понятно -  работу можно сделать за одну установку чурбачка-заготовки в станке, точить можно, используя простую оснастку начального уровня -  «в центрах», использовать простые резцы. Разумеется, чтобы работа получилась изящнее – приходится применять более сложные приемы, материалы и оборудование, нарабатывать собственные навыки.  Словом, подсвечники, канделябры - одна из излюбленных тем для токарных работ, как начинающих мастеров, так и опытных токарей. 

Не миновала чаша сия и вашего покорного слугу – частенько приходится браться за подсвечник и весь дом ими не заставлен, потому как расползаются в виде подарков.  Часто, это более-менее похожие работы, несколько отличающиеся пропорциями, отделкой, мелочами – в результате экспериментов, была найдена неплохая форма, выглядящая вполне изящно, при не слишком сложном изготовлении на имеющемся оборудовании.

Что сподвигло

В порядке эксперимента, было изготовлено несколько оригинальных вещиц, об одной из которых пойдет речь. Незадолго до этого, был освоен способ переноса изображения на медь и ее сплавы – бронзу, латунь, что позволяло, в том числе, изготавливать красивые декоративные элементы для своих работ. Интересно было попробовать применить такие железки и для подсвечника.

Проектирование

Свои подсвечники, делаю для свечек-таблеток,  в алюминиевых плошечках – они долго и ровно горят, значительно менее пожароопасны, чем их хрестоматийные сестры. Единственно – держатель для такой свечи, несколько великоват, но как будто бы удалось найти удачные пропорции.  Решено было сделать несколько металлических накладок с рисунком, на плоские горизонтальные части подсвечника. Железки из тонкой ~1мм, медной пластинки с вытравленным и патинированным узором. С цветом полированной меди, неплохо сочетался шоколадный цвет имеющейся морилки.  


Практика

Итак. На токарном станке по дереву, была выточена деревяшка – заготовка. Из березы. Технологию рассмотрим отдельно, здесь стоит сказать, что подсвечник сборный – собран из шести частей. Деревяшки пошкурены и отшлифованы, всего три номера шлифовальной шкурки, каждая из которых используется сначала при прямом, затем и при обратном вращении заготовки.  После, лощение - окончательная полировка вращающейся детали горстью стружек. Части подсвечника подгоняются, но не склеиваются. Перед дальнейшей обработкой, с заготовок следует удалить пыль – кисть, продувка сжатым воздухом.

не крашенная заготовка

покраска частей

Далее – подсвечник покрасил. Для того чтобы темная морилка ровно легла на светлую деревяшку, применил пневматический распылитель – грубый аэрограф с небольшим компрессором.

Декоративные металлические элементы, устанавливаются в подсвечник на заключительном этапе, до этого, части изготавливаются по отдельности, соответственно, красить подсвечник, пришлось в разобранном виде. Кроме прочего, это позволило избежать непрокрашенных мест на стыках  деталей, куда капелькам краски трудно залететь. Удобно, при покраске мелочей использовать оснастку – технологическую подставку, удерживающую детали во время покраски. Оснастка была сделана во время изготовления канделябра – там мелких деталей было очень много, и она, подставка, очень помогла.

 Детальки нанизал на торчащие гвоздики, для этого в соединительных шипах просверлил по оси детали тоненькие неглубокие отверстия, детали с большими отверстиями удерживаются на дополнительных подставочках, на фото, они показаны стрелочками. Это часть оснастки. Их можно отсоединить от подставки и рукой в перчатке поднять повыше, чтобы попшикать детальку снизу. Перчатка, это чтобы рука почище была.


Железки

Рядом на дощечке – вытравленные, патинированные и отполированные медяшки. Сохнет защитный слой нитролака, чтобы медь не зеленела.

заготовки медных декоров

Заготовок подходящей толщины не нашлось, пришлось разрезать и развернуть кусочки медной водопроводной трубы, диаметром 18мм. Рез по образующей – в тисках ручной ножовкой по металлу, затем отжиг газовой горелкой на кирпичике и после остывания, разворачивание и рихтовка резиновой киянкой на стальной плите. После тщательной зачистки несколькими номерами шлифовальной шкурки, переносподготовленного изображения, патинирование насыщенным раствором кофе, шлифовка. Окончательная шлифовка выполнялась на токарном станке, после выпиливания внешнего контура. Ювелирным лобзиком пилочкой №0, используя тот же «ласточкин хвост», что и для выпиливания по дереву.

оснастка для шлифовки

После, в центре заготовки накернено и просверлено отверстие 1,5мм, и заготовка установлена в оснастку, закрепленную на небольшой планшайбе. На гвоздик, а чтоб не проворачивалась, сзади плюхнул капельку термоклея. Для снятия готовой детали, ее нужно погреть строительным феном. Да, кроме шлифовки-полировки, установка кругляшка в станок, позволило ровненько обточить и шлифовать край диска, а это важно - он на виду и неровности от ручного выпиливания видны.

После полировки вращающейся детали, она предохраняется от окисления двумя слоями нитролака и выпиливается серединка. Тем же ювелирным лобзиком, на той же подставке «ласточкин хвост».

медные декоры

Самая большая выпиленная серединка оказалась довольно симпатичной, несмотря на радиальный рез, подумав, выгнул ее при помощи пунзеля и анки, припаял петельку, покрыл лаком и подарил дочери. К слову, такую же железку только целиком, использовал и для кулона побольше.

применение аналога декора - кулон, аверс

применение аналога декора-кулон, реверс


Сборка

 Деревяшки покрывал лаком также по отдельности – в разобранном состоянии, на той же оснастке, что и красил. Тем же аэрографом с компрессором. Если покрывать лаком весь подсвечник в сборе, три-четыре слоя лака по дереву, сделают поверхность моих железок мутной и не красивой, так что пришлось расстараться.

После окончательного высыхания лака, подсвечник был собран. Склеивал на минимальное количество эпоксидного клея.

декор на подошве

Самую большую железку на подошвочку – здесь ее выглядывает не так уж много, но нужно «поддержать» верхние.

декор в середине

Две – сверху и снизу, на серединку.

верхний декор

И последнюю на чашечку – точнее на колечко, на которое, в подсвечнике с обычными свечками, капает воск. Здесь оно, более декоративное, чем практическое. Тем не менее, без него не так симпатично. К слову, симпатичнее оказалось именно медная пластинка поверх крашенного дерева, одна железка выглядела несколько хуже. «Поддержка», куда без нее…

Ну и все вместе.



Подсвечник был подарен хорошему человеку, стоит в его доме на почетном месте -приятно, черт побери.

Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Google+ Vkontakte

Комментариев нет:

Отправить комментарий