Простой токарный подсвечник своими руками, форма, технология

несколько примеров

Сам по себе, подсвечник, уже давно не являясь необходимостью, остается этаким декором – небольшой вещицей, сувениром если угодно - придающим жилищу уют. В смысле изготовления – очень зависит от применяемого материала и если речь идет о дереве, часто применяется форма тела вращения, подразумевающая токарное дело.

Токарный станок по дереву – механизм не особенно сложный, нередко имеющийся у мастеров, и многие, начинают свои токарные опыты именно с подсвечников. Форм токарных подсвечников существует множество, однако все, сколько ни будь симпатичные, состоят из нескольких, хрестоматийных токарных форм в различных комбинациях. На основе наиболее понравившихся, была составлена собственная форма и выработана наиболее удобная технология изготовления, о чем ниже.

Форма, конструкция, материалы

Основная часть – «колонна» как и предупреждалось, собрана из нескольких известных токарных форм и украшений [1] стр.4-7,  подошвочка – в отличии от многих аналогов, довольно значительной площади, что выигрышно в смысле «плепорций» и очень снижает риск случайного опрокидывания. Конструктивно, это отдельная деталь, иначе, для заготовки придется использовать чудовищный кусок дерева, большую часть которого, придется обратить в стружки.  

форма
  
Свеча, предполагается – таблеткой, в алюминиевом стаканчике. Такие, долго и без подтеков стеарина, горят, значительно безопаснее в обращении, хотя, вид имеют, безусловно, менее, хм, аутентичный. «Посадочное место» для такой свечи – этакое гнездо, приходится делать его тонкостенным, иначе выглядит слишком громоздко. Кружок под свечкой – улавливатель капель воска - деталь, очень полезная при обычных и сугубо декоративная при «корпусных» свечах. Без нее, форма выглядит неполной и упрощенной. В качестве материала, в большинстве случаев применялась береза – дешевая древесина из-за повсеместного ее у нас распространения. Плотное и твердое дерево, светлого цвета, неплохо точится и шлифуется.  

Технология изготовления

Подсвечников и элементов похожей формы, было изготовлено больше десятка, в результате выработалась удобная технология. Первоначально, вещица точилась из 4 деталей – подошва, колонна и чашечка для свечи с колечком–воскоулавливателем. Позже, относительно длинную «колонну» разбил на три части – точение длинных и тонких деталей без специальной оснастки (люнет) затруднительно. Короткие детали, хоть и предполагают больше отходов – обрезанные технологические части, удобство в изготовлении и легкость сборки, эти затраты окупают вполне. 


заготовки

две нижних части подсвечников

Более того – материалом для изготовления таких деталей, часто служат отобранные, сухие березовые поленья из числа дровишек для наших печей. Обрезки, направляются по первоначальному назначению – в ту же печь.  

конструкция

Наиболее удобная конструкция, на сегодняшний день такова. Несколько комментариев. Очевидно – верхняя часть колонны должна быть тоньше нижней. Фиолетовеньким, отмечены шипы, необходимые для сборки. В ответных деталях, есть соответствующие отверстия, они сверлятся на сверлильном станке (перпендикулярность), на максимальных оборотах (ровность краев, отсутствие сколов), сверлом по дереву (точность). Нижний шип – диаметром по имеющемуся перовому сверлу, удобно - 20…22мм. Средние шипы – 10мм. Это прочность и возможность применения удобного, спирального сверла по дереву (с шипом по центру). 

Верхний шип самый длинный – на него одевается колечко-каплеуловитель и чашечка, его диаметр – 8…10мм. В чашечке, в месте, где сверлится отверстие, есть заужение (стрелочка), оно не должно быть меньше диаметра сверла, поэтому, лучше сначала делать ее, чашечку, и только потом детали колонны, ну или не обрезать технологических частей, чтобы при необходимости, деталь можно было еще разок поставить в станок и проточить шип для отверстия потоньше.

Каплеуловитель, первоначально изготавливался из кусочка 6мм фанерки – выпиливался лобзиком, сверлилось посадочное отверстие и в специальном приспособлении закрепленном на самодельной планшайбе, деталь доводилась шлифовальной шкуркой. 


Фанера, однако, не самый лучший материал, особенно, для мелких и тонких деталей – склонна к расслоению, имеет скрытые дефекты и характерные слои разного цвета. Гораздо удобнее и предсказуемей, применять тонкую березовую пластинку. Диаметр кружочка невелик – заготовки можно просто выпилить на циркулярной пиле.

Подошва – единственная деталь, требующая относительно ценной заготовки – березовой доски.

Чашечка и подошва – требуют торцевого точения. Подошвочка вытачивается из кусочка доски - заготовка приклеивается термоклеем к небольшой самодельной планшайбе с технологической деревяшкой, с чашечкой чуть сложнее. При моем скромном оснащении, приходится точить детали такого рода в два приема.

точение чашечки
  
Во первых, следует выточить заготовку «в центрах», уделив особое внимание «посадочному» хвостику. Потом, технологические части обрезаются и заготовка устанавливается в этакий стакан, на рисунке он фиолетовый. Обычно, хватает плотной посадки, но лучше закрепить деревяшку несколькими короткими саморезами. Относительно короткую деталь, запросто можно точить без поддерживания задним центром.   

Сборка, отделка

Длинна шипов уточняется по месту, лишнее обрезается. Если промахнуться с размерами, приходиться подгонять – при увеличенном диаметре шипа, его поверхность аккуратненько остругивается острым ножом, если соединение болтается, можно намотать несинтетических ниток.

Клей – столярный ПВА. Выступившее, тут же стереть мокрой тряпочкой.

Отделка по желанию, лучше и практичнее всего - матовый или полуматовый масляный лак, с распылением сжатым воздухом, но придется повозиться. Оправдано применение морилок или уже окрашенного лака.

Сборка подсвечника из нескольких частей, кроме удобного изготовления, хороша еще и расширенными возможностями для фантазии – разные части можно по-разному окрасить, отделать, применить разные материалы.

 Несколько простых примеров



светлый лак

светлый лак_

темный лак

светло рыжий

темно рыжий



С применением этой же формы сделан подсвечник с медными травленными элементами.

Литература

1. Журнал "Токарная работа", №1, 2010 г.


                                                                                                                      Babay Mazay, 2018 г.


Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Google+ Vkontakte

Комментариев нет:

Отправить комментарий