Витраж-светильник «Бабушкин сад»

Включенный

Еще один наш витраж-светильник готов – хвастаемся! Довольно крупная интерьерная вещица, витраж в технике Тиффани, с элементами фьюзинга (сплавление цветных стекляшек в специальной печке). Все это помещено в деревянный ящик со светодиодной  подсветкой, как и несколько наших предыдущих работ. Витраж кроме прочего украшен декоративными проволочными элементами, впаянными в основные швы. Ящик окрашен белой эмалью – для соответствия интерьеру заказчика. Итак, по порядку.


Эскиз, картон, рабочее основание, шаблоны деталей

Определились с цветовой гаммой, размером и сюжетом. Таша нарисовала эскиз и по нему «картон» - рабочий эскиз в натуральную величину. Пронумеровали каждый элемент.


К слову,  существует еще одна работа с похожим сюжетом и стилем – картина-диптих, свалянная из цветной шерсти. Ее тоже делала Таша.

шерстяной аналог


Мы приспособились собирать свои витражики на куске фанеры с двумя слоями линолеума – в него удобно втыкать портновские булавки для удержания стеклянных элементов. Такого большого куска у нас не нашлось, пришлось задействовать листовой пенополистирол – оранжевый строительный «Пеноплекс» в два слоя (по 30мм), чтобы не гнулся при переноске. Поверх основания положили картон и замотали в пищевой «колбасный» полиэтилен от воды (мокрые стекла после шлифовального станка).
 
основание для сборки

Отрезав подходящий кусок нетолстой ПЭТ-пленки (0,5мм толщиной) положили его поверх картона и обвели фломастером контуры деталей, пронумеровали их. Все это вырезано ножницами и разложено по цветам стекол будущих элементов.


Работа со стеклом



Патронов не жалеть!


Большой кусок работы – вырезание и подгонка стеклянных деталей, здесь еще раз следует сказать, что экономить стекла не стоит – гораздо красивее витраж выглядит, если элементы вырезаны с учетом рисунка стекла, сообразно идее. То есть, если это к примеру листики стилизованных растений, цветов, то красивее, если рисунок на стеклах деталей будет «врастопырку».    

вырезание деталей

вырезание, подгонка деталей

Вырезанные детали подгоняли на нашей самодельной шлифовальной машинке.

Таша №1

Таша №2

почти собранный рисунок


Пайка

Наконец рисунок витража собран и просох после водных процедур на шлифовальном станке. Как прелюдия к пайке – оклеивание торцов стеклянных деталей медной фольгой. Мы применяли медную фольгу с липким слоем, электрического происхождения - для улучшения ЭМС (электромагнитной совместимости), из Китая. Шириной 6 мм. На веселенькое времяпровождение родителей подтянулась и помощница.

оклеивание фольгой

После оклеивания, выступающие края фольги следует не только примять, но и тщательным образом разгладить, иначе паяные швы будут менее красивыми, между ними и стеклом будут щели, зазоры. Для разглаживания вместо традиционных, фломастера или одноразовых зажигалок, рекомендуем применять ювелирный агатовый нож. Он не дорого стоит, не царапает стекло, пользоваться им куда как приятнее.

оклееный

Все, детали оклеены, рисунок сложен, края выровнены. Приступаем к пайке.

скрепление деталей пайкой

Первым делом скрепляем детали «на живую нитку» - небольшими быстрыми пайками в местах пересечения швов. Хорошо прогретым паяльником, так, чтобы не слишком сильно расплавить пленку и пенопласт основания. Порядок – рисунок теперь не набор деталей но единое целое, поднимать которое, пока все таки не стоит. Зато можно аккуратненько перетащить плашмя на более подходящую для пайки поверхность. Удобно использовать кусок ровной нетонкой фанеры, ДСП.
 
переезд на большую поверхность

Мы подстелили несколько газет, чтобы основание меньше изгвоздать флюсом и его можно было использовать много раз.

еще один участник

Здесь же мы решили добавить к рисунку и этакое «паспарту» из цветных стекляшек – такая идея была и раньше, но на пенопластовом основании она все равно не помещалась. Здесь же отвели душу.

паспарту

основная пайка

Элементы паспарту после подгонки на шлифовальной машинке также высушили, обернули и «подшили к делу». Общая тщательная пайка. Припой ПОС-61 в виде нетонкой проволоки без флюса внутри, флюс «наружный» - жидкий из витражного магазина, наносить кисточкой. Паяльник 150 ватт, с самодельным регулятором из диммера для ламп накаливания.


Между делом Таша сделала несколько «наружных» фьюзинг-стекляшек – бабочка на цветке и несколько кабошонов-цветков. Их мы потом просто приклеивали сверху.

фьюзинг

Прямоугольная штучка на середине пода, это я, как кукушка яйцо, подложил образец в порядке эксперимента по вплавлению медной фольги в стекло, не обращайте на него внимания.


примерка кабошонов

Заключительный этап пайки – примерка цветков-кабошонов и изготовление для них листиков-веточек. Все это добро сделано металлическим и медной проволоки и рабочего припоя. Процесс выглядит примерно так – нетонкая медная проволока (обмоточный провод в лаковой изоляции) от старого трансформатора зачищается от изоляции (продергивается несколько раз через сложенный вдвое кусок шлифовальной шкурки). Очень хорошо, если попадется катушка от «горелого» трансформатора – изоляция на проводах частично обуглена и осыпается сама, провод после нагрева отожжен, а с мягким удобнее работать.

Зачищенный провод лужу паяльником. Делать это стоит сразу после зачистки – медь довольно быстро окисляется. Из подготовленной проволоки мы и делаем дополнительные «рюшечки». Листики растений – изгибаю из луженой проволоки замкнутый контур и заплавляю его несколько избыточным количеством припоя. «Жилки» на листиках выбиваю на небольшой наковальне маленькой стамеской заточенной под углом 90°. Завитушки удобно выгибать круглогубцами.
   
на просвет

Спаянный витраж на просвет.

Водные процедуры, патина, ее защита

По случаю плюсовой температуры проводились на улице – благодать! Плюхайся сколько влезет.
 
отмывка флюса

Жидкий витражный флюс преотлично отмывается горячей водой со средством для мытья посуды. Действовал так – витраж положил в место допускающее потоки воды, притащил ведро очень горячей воды. На стекло плюхал немного посудомоечного средства, чуток воды и долго и хорошенько ерзал плоской щеткой с короткой жесткой щетиной, вроде обувной. Смывал водой. Переворачивал витраж и проводил аналогичные процедуры для обратной стороны. Снова лицом вверх и еще разок, контрольный.  

сушка

Отмытый витраж уложен на улице, на солнышке в месте недоступном непоседливым детям и животным. После высыхания немедленное патинирование. Здесь оно выполнялось фабричной патиной из витражного магазина. Процесс немудреный – плюхаем немного патины из бутылочки и тщательно растираем ее по швам старой мягкой зубной щеткой с ручкой отформованной вверх (строительным феном). Когда шов перестает хорошо темнеть, добавляем еще немного свежего раствора. После обработки всех швов витраж тщательно промываем водой, можно при этом немного пройтись мягкой щеткой. Сушим.    

нанесение патины

После сушки витража на солнышке, на положенные места были наклеены плавленые стекляшки и несколько разнокалиберных кабошонов из «кошачьего глаза», швы покрыты защитным лаком-маслом – «антиоксидантом». Немного химиката плюхал на нужное место и жесткой художественной кисточкой размазывал по шву. После обработки всех швов, излишки масла удаляются тряпочкой.

кабошоны, нанесение защитного покрытия


Ящик

Рама-ящик для светильника сделан из сухих строганных сосновых дощечек. Подбираются подходящие заготовки досок (необрезная доска «дюймовка» - толщиной 25 мм), из которых на циркулярной пиле выпиливаются заготовки с ровными краями и некоторым припуском по длине. Эти заготовки строгаются до нужной толщины, длина их уточняется и лишнее обрезается на торцевой маятниковой пиле (вполне подойдет и стусло с ручной мелкозубой пилой). Размечаются и сверлятся отверстия для саморезов (лучше на сверлильном станке – это автоматически обеспечит их перпендикулярность), стенки ящика скрепляются саморезами с клеем ПВА (столярным).  Выступивший клей удаляется мокрой чистой тряпочкой.

Выпилил 8 брусочков 15х15 мм. После шлифовки шлифовальной шкуркой, половину из них подогнал по длине к внутренним сторонам стенок  ящика и приделал мелкими гвоздиками с тем же столярным ПВА. Получилась внешняя ступенечка на которую изнутри опирается витраж.  

примерка заготовки ящика

  Примерил наш витраж к ящику, он должен помещаться с некоторым запасом - 5…10 мм на сторону. Деревяшки могут немного изменять свой размер при смене влажности, стеклянный витраж тоже может несколько расшириться от нагрева. Наш зазор поможет все эти неприятности нейтрализовать.

Готовый ящик шкурится шлифовальной бумагой нескольких номеров, обметается и обдувается сжатым воздухом от пыли. Деревяшки грунтуются, после высыхания еще разик слегка шлифуются мелкой или затертой наждачкой (удалить приподнявшиеся волокна), удаляется пыль. Ящик вместе с заготовками брусочков для крепления витража покрасил белой акриловой краской из баллончика. В два слоя с промежуточной сушкой.

Электричество 

Пока сохнет ящик, вырезал заднюю стенку и собрал на ней подсветку. Дело было так. По заранее снятым размерам разметил и вырезал слесарными ножницами по металлу заготовку задней стенки из оцинкованной кровельной стали толщиной 0,5 мм. Она должна быть всенепременно металлической – одновременно, это еще и теплоотвод для светодиодной ленты.

вырезание заготовки задней стенки

По периметру задней стенки разметил и просверлил ряд отверстий для мелких гвоздиков, ими будем крепить стенку с подсветкой к ящику.

В геометрическом центре задней стенки закрепил импульсный блок питания (БП). Здесь мы решили попробовать применить блок питания в промышленном исполнении. Он крепится двумя винтиками М3, дно блока питания – продолжение его теплоотвода, поэтому при установке на металлический лист под БП плюхнул немного теплопроводящей пасты (КТП-8). Весь крепеж непременно снабжается полным джентльменским набором – шайбы-стопоры-гайки.

БП, светодиодные ленты

На свободное пространство задней стенки после разметки и обезжиривания наклеил отрезки белой светодиодной ленты. Интервал между ними около 5см. Резать светодиодную ленту следует по местам, предназначенным для этого (помеченными «ножничками») иначе часть светодиодов могут не работать.

Соединяем все это добро в единую цепь – отрезки ленты соединяем параллельно и подключаем к БП. Соединения велись нетолстым медным луженым проводом. В качестве общего «минуса» использована железка задней стенки. Сетевой провод около железки дополнительно изолировал слоем термотрубки.
 
общий минус

общий минус крупнее

соединение элементов

Паять нежную светодиодную ленту лучше паяльником малой мощности с острым жалом.  Все соединения сетевых проводов желательно делать по уставу – скрутить жилы, опаять, удалить остатки флюса, петельки выровнять плоскогубцами.
 
разделка концов сетевого провода

Пробуем включить – к отрезку сетевого провода от БП припаиваем шнур с вилкой. Работает, а куда бы он делся?

испытание

Удаляем остатки флюса с паек, не повредит и помазать их нитролаком. Кисточкой или если неохота ее отмывать, кусочком хорошо смоченной тряпочки.

Сборка светильника

После полного высыхания краски на деревянном ящике, в него устанавливается витраж и подсветка. На ступенечку перед витражом по всему периметру плюхается немного белого силиконового (акрилового) герметика и кладется витраж. Стараемся при этом не перепутать верх-низ. С обратной стороны витраж закрепил заготовленными (и покрашенными) брусочками. В брусочках сверлятся тонкие отверстия для гвоздиков. Под брусочки тоже выдавливаем немного герметика.

установка витража в ящик

Мы для своего витража применяли и прозрачные стекла, по сему нужен светорассеиватель (иначе будут видны отдельные светодиоды). Им назначен лист плотной ватманской бумаги, закрепленный строительным степлером на брусочках. В целом, конструкция аналогична рисовательному песочному ящику.

рассеиватель света

монтаж задней стенки

Наконец закрываем заднюю крышку – на электрическом хвосте от БП завязываем узелок так, чтобы внутри коробки была небольшой провис провода. Конец провода продеваем в отверстие, проверяем работоспособность подсветки  и заколачиваем крышку насмерть.

разметка подвесов

На кусочках той же оцинкованной стали размечаем и выпиливаем петельки для подвеса, моим любимым инструментом – ювелирным лобзиком.

размеченные подвесы

Готовые петельки припаиваем на заднюю стенку. Не забываем промыть место пайки от флюса.

вид светильника сзади

К торчащему из коробки сетевому хвосту приделываем культурный провод с выключателем. Здесь все управление максимально упрощено по просьбе будущей владелицы, только «вкл-выкл».  Поэтому возможность дистанционного управления и регулирования яркости отсутствует в принципе.

Фотосессия


фото №1

фото №2

фото №3

фото №4

фото №5 включенный





Babay Mazay, апрель, 2019 г.


Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Google+ Vkontakte

Комментариев нет:

Отправить комментарий